Репатриация в Израиль (на иврите «алия») – это официальная процедура возвращения евреев на историческую родину. Чтобы успешно вернуться на территорию государства, важно соблюдать не только правила процедуры. Процедура совмещена с нормативными правилами и условиями, которые прописаны в законе «О Возвращении». Перед тем, как начать сбор документов, стоит ознакомиться с характерными особенностями процесса.
Кто обладает правом на репатриацию
В соответствии с законом «О Возвращении», претендовать на прохождение репатриации и возвращение на историческую родину могут:
- Люди, унаследовавшие еврейские корни по материнской линии;
- Лица, исповедующие иудаизм;
- Дети или внуки евреев;
- Жены или мужья евреев;
- Дети или внуки жен/мужей евреев.
В законе существуют определенные исключения. Например, на прохождение репатриации могут претендовать люди, успешно прошедшие натурализацию или процедуру ГИЮР, либо заключившие официальный брак с гражданином Израиля.
Программы репатриации
Процветание и успешность еврейского народа в первую очередь зависит от самих людей. Поэтому важно, чтобы репатриант смог подобрать подходящую сферу деятельности и приносить пользу обществу. С целью оказания помощи, список программ репатриации в 2023 году был расширен и предполагает следующие форматы:
- Для школьников программа получения аттестата зрелости;
- Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения;
- Получение среднего специального образования, либо прохождение переподготовки;
- Программы для магистров и PhD;
- Для молодых специалистов в сфере IT-технологий;
- Обучение и присвоение квалификации работников в сфере медицины, юристов и других перспективных направлений;
- Трудоустройство в кибуцах (сельскохозяйственные и фермерские поселения).
Ежегодно перечень программ продолжает расширяться, так как количество желающих вернуться на историческую родину с каждым годом возрастает.
Этапы репатриации
Процедура репатриации предполагает прохождение следующих этапов:
- Подготовка документов для консульской проверки;
- Заполнение анкеты в консульстве по предусмотренной форме;
- Прохождение собеседования с консулом Израиля;
- Переезд в Израиль.
Каждый этап имеет конкретные нюансы и сложности. По этой причине стоит обратиться за помощью к специалистам или получить консультацию в консульстве.
Перечень необходимых документов
Независимо от выбранной программы репатриации, потребуется подготовить следующий пакет документов:
- Свидетельство о заключении брака, рождения детей или свидетельства о смерти;
- Выписка из домовой книги;
- Партийные документы;
- Записи в метрической книге: о рождении, браке, разводе или смерти;
- Личные дела с места работы или учебного заведения;
- Свидетельства о рождении родственников, указанных в анкете;
- Заграничный или национальный паспорт сроком действия минимум 6 месяцев;
- Фото заявителя;
- Оригиналы и копии трудовых книжек;
- Военный билет для военнообязанных.
В зависимости от выбранной программы репатриации, в данный список могут быть включены дополнительные справки или документы.
по происхождению?
Собеседование в консульстве Израиля
Собеседование является одним из важнейших этапов при прохождении репатриации. Консул задает вопросы наводящего характера. В дополнении необходимо предоставить собранный пакет документов для проверки. Главная цель заключается в проверке причастности к еврейскому обществу и насколько чисты намерения заявителя.
Формат собеседования свободный. Установленного конкретного регламента проведения беседы не существует. В процессе беседы исключены допросы.
Что делать после репатриации
После прохождения репатриации необходимо выполнить следующие шаги:
- Получение Теудат-оле (удостоверение репатриата);
- Получение Теудат-зеут (удостоверение гражданина Израиля);
- Открыть счет в банковской организации;
- Выполнить прикрепление к больничной кассе;
- Получить паспорт Даркон или Лессе-Пассе;
- Урегулировать вопрос касательно прохождения службы в армии;
- Подтвердить водительские права.
После оформления гражданства и открытия банковского счета нужно обратиться в Министерство Алии, чтобы в будущем получить выплату корзины абсорбции. Консультанты в центре помогут выполнить первые шаги в трудоустройстве жизни: арендовать жилье, выбрать для ребенка школу или садик.
Репатриация с детьми
Процедура репатриации с детьми редко вызывает проблемы, несмотря на наличие особенных потребностей у детей. Для успешной адаптации Правительство Израиля разработало следующие программы для детей:
- НААЛЕ. Это программа, позволяющая школьникам получить образование с израильским аттестатом зрелости. Данный документ признан большинством международных вузов. Программа для выпускников 8 (9-х) классов – 4 года, для окончивших 10 или 11 класс – 3 года. Через год обучения, дети могут отправиться к родителям в летние каникулы. Билеты школьники получают бесплатно;
- Makom.IL. Предусмотрена программа для детей в возрасте 14-17 лет и работает в виде летнего отдыха на территории лагеря. В программе предусмотрено 2 вида лагеря: в первом находятся дети из Израиля, а во втором – из других государств. При этом не существует никаких разделений, так как преследуется общая цель – дать полное представление о еврейских традициях и культурных особенностях;
- СЭЛА-МИР. Это подготовительный курс для выпускников школ, рассчитанный на помощь при поступлении в высшие учебные учреждения. Продолжительность составляет 10 месяцев. Принимать участие в программе могут люди, имеющие еврейские корни в возрасте 17-21 год. При этом участники MACA не имеют право участвовать в СЭЛА. Средний балл аттестата зрелости должен быть не ниже 4-х баллов из 5. Минимальный размер вступительного взноса 300 долларов.
Претендовать на участие в программе могут только дети до 3-го поколения. Главная цель любой программы – это создание комфортных условий для адаптации в Израиле.
Репатриация с судимостью
Действующим законодательством Израиля не запрещено претендовать на получение гражданства или статус ПМЖ лицам с судимостью. Но в соответствии с законом «О возвращении», соискатель может получить отказ в том случае, если министр внутренних дел посчитает резидента потенциально опасным для еврейского общества.
Заявление каждого кандидата с судимостью рассматривается в индивидуальном порядке. Сотрудники МВД пристально изучают обстоятельства судебного дела, насколько давно было свершено преступление.
Чтобы успешно пройти репатриацию с судимостью, можно выбрать одно из следующих направлений:
- В посольство предоставить полный пакет документов и материалов по делу, на основании которых было вынесено судебное решение. Если удастся убедить консула в том, что человек не представляет никакой социальной опасности, сложностей с репатриацией не возникнет;
- Дождаться, пока не истечет срок давности. Срок давности на территории РФ по делам средней тяжести составляет 7-10 лет. После данного срока можно получить справку об отсутствии судимости.
На практике известно множество случаев, когда лицам с судимостью удавалось успешно пройти репатриацию. Резиденты смогли доказать, что не представляют никакой угрозы еврейскому обществу.
Льготы и финансовая поддержка репатриантам
Чтобы новые репатрианты смогли успешно адаптироваться к новым условиям проживания, культуре и обществу, Израиль оказывает мощную поддержку в виде финансово и льгот. Так, например, новые граждане государства могут рассчитывать на следующую помощь:
- Бесплатный перелет в Израиль до места будущего проживания;
- Оформление корзины абсорбции. Первую выплату можно получить наличными средствами уже в аэропорту, а другие перечисления поступают на открытый счет в банке в течение 6 месяцев;
- Медицинская страховка предоставляется бесплатно в течение 6 месяцев;
- Изучение иврита бесплатно в течение 5-10 месяцев (программа доступна в течение 10 лет с момента успешного прохождения репатриации);
- Оказание финансовой помощи в виде прохождения курсов переквалификации или частичной оплаты другого образования;
- Государственная помощь при оплате обучения в колледжах или вузах в течение 3-х лет.
Дополнительно предусмотрены льготы для репатриантов, находящихся на пенсии. Предусмотрено налогообложение сроком до 10 лет. Узнать о полном списке льгот можно на официальном сайте консульства.